пятница, 10 января 2014 г.

Минск - Стокгольм (часть 2)


(Спустя 8 месяцев я дописал статью)

 Ну как не сфоткать крыло, летя в самолете? 


 Несмотря на то, что БелАвиа может и не самая крутая авиакомпания в мире, стюард и стюардессы, сам самолет и обслуживание в целом было очень хорошим. Хотя зачем это обслуживание, когда лететь всего полтора часа. 

 В самолете все было как обычно. Это был довольно маленький самолет. Всего на 100 пассажиров, а может и меньше. Но он был занят лишь на треть и мы могли ходить с места на место, чтобы лучше разглядеть что-либо. Пролетая над балтийским морем, мы видели много круизных лайнеров, и просто больших судов. Море еще было покрыто ледяным слоем и казалось, что корабли не способны разбить такой лед своим весом, но им удавалось плыть довольно легко. А через несколько дней мы и сами увидели как это происходит. Еще свысока мы увидели нескончаемые леса Швеции и немного снега, и немного человеческих строений. 


 Наш кратковременный полет, сопровождаемый не веганскими сэндвичами, которые я отдал Никите, соком и прекрасным видом, быстро пришел к концу. Мы вышли из самолета и двинулись по тоннелю к аэропорту. На выходе из самолета я увидел работника аэропорта и его шведское лицо. Я всегда замечал как иностранцы, даже европейцы, отличаются от тех людей, которых я привык видеть каждый день. 
В аэропорту мы двигались строго по указателям, которые вели нас к паспортному контролю и таможне. Людей с самолета было совсем мало так что очереди не скопилось и я сразу подошел к паспортному столу. Работник начал задавать мне разные вопросы насчет моего приезда в Швецию. Я сказал ему все, что он хотел. Весь разговор мы вели на английском, но как я услышал позже, он немного знал русский. Мне поставили штамп возле визы и сказали, что я могу идти. Но я объяснил, что мой друг не говорит по-английски и я останусь и помогу ему с переводом.
Паспортист, увидев мультивизу в паспорте Никиты и начал задавать слишком много вопросов. Мне даже пришлось показать мое приглашение т.к. мы ехали к одному и тому же человеку. Там он нашел скан паспорта, информацию о доходах и вообще все, что можно знать о человеке, который нас пригласил. Но ему хотелось знать, что Никита будет делать в Швеции целых два месяца и почему у него нет с собой средств для проживания.
В итоге мне сказали идти дальше, а Никиту забрала полиция. Я пошел, забрал свою одинокую сумку с конвейера, прошел мимо таможенного контроля, которому было неинтересно, что я везу и вышел в зал прилета. Там я почти сразу встретил Диму и рассказал о том, что Никиту задержали.

 Мы потратили еще час в аэропорту звоня по номерам всех служб, чтобы выяснить почему его держат, но нам сказали просто ждать. В итоге Никита вышел живым и рассказал, что ему задавали кучу тупых вопросов. Причем все это было через Skype. Т.е. работники звонили переводчику по скайпу, говорили ему то, что хотели спросить у Никиты на шведском, переводчик говорил это Никите на русском и она снова переводила полиции на шведский.  Вот такой вот переводческий фриланс. 
Через несколько минут мы уже забирали машину Димы, к которому мы собственно и приехали, со стоянки. Почти все происходящее после этого вызывало у меня неподдельный интерес и восхищение. Ведь многое в этой стране для меня казалось необычным и не таким, как я привык видеть.



 От аэропорта то Стокгольма было около 30 км, но по пути нам нужно было заехать в какую-то деревню, чтобы передать ключи. Везде еще был снег, хотя был уже конец марта, но все же погода была лучше, чем в Беларуси. Что я заметил сразу, так это то, что все дороги были идеально очищены от снега и ехать по ней было легко как летом. Ну и конечно же само по себе покрытие было хорошим, что меня особенно не удивляло т.к. в Беларуси дорогие тоже неплохие. На пути нам встречались дорожные знаки с названиями населенных пунктов, которые сначала казались не читаемыми. Территория страны делится на 21 Лен (область), а эти лены в свою очередь делятся еще на 290 Коммун, которые имеют самоуправление на своей территории.

 Пока ехали мы наблюдали закат и множество домиков, покрашенных в одинаковый цвет. 


 В некоторых местах все дома покрашены специальной, стойкой к морозу и жаре, пожарно-красной краской. В других местах за городом я видел как все дома покрашены темно-синей краской. Вообще это очень по-шведски делать все как все. Об этом я напишу чуть позже. 

 Уже стемнело, когда мы приехали в город и нам нужно было заехать в супермаркет. Дима признался, что дома еды совсем нет и ее нужно купить. Прямо на парковке возле магазина я открыл для себя еще кое-что непривычное. Парковка была бесплатной для посетителей супермаркета, но только на 1 час. Поэтому при выходе из машины нужно брать картонную карточку с часовым циферблатом (которые есть у всех владельцев автомобилей и раздаются в разных магазинах) и ставить текущее время, потому что есть служба которая контролирует такие вещи и штрафует тех, кто стоит более часа. 

 После установки времени парковки мы вошли в этот супер-гипер-пупер маркет. По сравнению с этим, гипермаркетом в моем городе был сельским магазином. Если ты постоянно покупаешь в этой сети маркетов, то у тебя есть карта клиента и с ней ты идешь к стене на которой висит куча считывателей штрих-кодов. Проводишь карточкой и случайно выбранный для тебя пистолет-считыватель загорается желтым светом. Потом ты гуляешь по магазину и "пикаешь" каждую вещь, которую положил в свою корзину, этим пистолетом Motorolla. Также наличие такого считывателя дает тебе скидки на многие товары как постоянному покупателю. Приучают тебя к одном кормушке, чтобы ты всегда ходил к ним (:


 Ассортимент любых пищевых (или псевдопищевых) товаров колоссальный. Очень много полуфабрикатов для ленивых и занятых людей, которые не думают особо о своем здоровье. Есть готовые или полуготовые блюда различных мировых кухонь. Ведь в стране живет полно иммигрантов и все хотят есть то, что привыкли есть. Но об иммигрантах тоже позже. 
После того, как ты выбрал всякую нужную и ненужную еду ты идешь на кассу и там у тебя есть несколько вариантов развития событий. 

 Постоянные клиенты просто подходят к терминалу и вставляют считыватель штрих-кодов в разъем после чего стоимость появляется на экране и тебе только остается выбрать как платить: наличными или по карте. И все. Не нужен тебе ни кассир, ни долгое "пиканье" товаров на кассе, ничего. Сам все сделал и ушел. Иногда, выборочно, контроллер может просмотреть что ты купил и сколько заплатил, но это происходит 1 раз на 30 человек. 

 Если же ты не имеешь карточки магазина, то ты или идешь на привычную кассу, где кассир пробивает каждый товар отдельно, либо (в зависимости от супермаркета) идешь к аппарату на котором вешаешь пакет на специальные крючки и считываешь штрих-коды с каждого товара сам и потом кладешь в этот пакет, который висит на весах и подтверждает, что ты положил в него просканированный товар. И ты опять платишь сам картой или наличкой и уходишь. 

 Кстати при оплате кассиру нет необходимости давать ему металлическую мелочь и ждать пока он посчитает. Вы просто кидаете ее в аппарат целой жменей и он сам посчитает сколько вы бросили. Точно также выдается сдача мелочью - ее выдает автомат. Хотя встретить людей, платящих наличными в Швеции все труднее, ведь у всех есть множество банковских карт. 

 Ну и хватит про потребительские вопросы пока. Об это тоже напишу отдельно т.к. потребительство в таких странах просто зашкаливает. 


 Мы добрались до дома, который открывается специальным брелоком. Что-то похожее на чипы от домофонов. Но, чтобы добраться до лифта нужно открыть 2 двери, потому что к первой имеют доступ почтальоны, курьеры и различные работники, а к следующей только жильцы. Также на первом этаже есть дверь, которая ведет в прачечную для жильцов. Так что иметь дома стиральную машину нет смысла. Лифты в домах обычно очень большие. Иногда их бывает два: один для людей, второй для грузов. В нашем доме был один, но огромный. А значит можно легко спуститься на первый этаж с велосипедом или диваном. Хотя хранить дома велосипед вовсе не имеет смысла (почему, я расскажу в следующей статье). *Спустя какое-то время...* И все-таки стоит  иногда держать велосипед дома. Почему вы узнаете в других частях рассказов о Швеции.

Читайте продолжение, если Вам вдруг понравилось. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я люблю ваши комментарии