суббота, 29 марта 2014 г.

Как живет Швеция (часть 3)


Первый раз я приехал в Швецию почти год назад. Тогда я и начал записывать какие-то впечатления о стране в блоге. Дело шло вяло и, когда я уже вернулся домой, то отложил свое описание в долгий ящик, а потом и вовсе уехал путешествовать на 4 месяца и писать было некогда. Думаю, что так было даже и лучше - теперь всё увиденное отфильтровалось и пришло большее понимание. На тот момент мои впечатления о стране были просто потрясающими. К тому времени я путешествовал в основном по Восточно-Европейским странам и Закавказью и привык видеть немного другую картину мира. Не то чтобы она была хуже или лучше - просто другой.

Вид на старый город, Стокгольм
В Швеции меня с первых дней удивляло то, что все системы страны очень социально направлены. Говоря простым языком - "всё для людей". Жители страны будто живут в таком обществе, где проблем голода, нехватки средств на проживание, обучение или покупку чего либо просто нет. Любая работа, какую бы вы не имели, принесет вам заработок достаточный для оплаты жилья, еды, транспорта, одежды и всего, что вам в принципе хочется. Можно спокойно позволить себе иметь автомобиль даже со средним для шведов заработком. Купить новую машину в кредит вообще не проблема т.к. процентные ставки очень низкие и существует большая конкуренция между производителями автомобилей, что заставляет их делать специальные предложения на новые автомобили. Рынок автомобилей перенасыщен, продать поддержаную машину старше 5-7 лет будет уже нелегко, да и дорого не продашь. Достаточно одной средней зарплаты чтобы купить поддержаный автомобиль в хорошем состоянии. Либо можно взять в кредит небольшую городскую машину и платить за нее каждый месяц лишь десятую часть своей зарплаты, а иногда и менее. 
В Стокгольме много любителей старых автомобилей
В связи с таким развитием автопарка в Швеции, а особенно в Стокгольме, бесплатных парковочных мест почти нет. Свободное место в центре города найти очень сложно, улицы довольно узкие. Если вовремя не оплатить парковку, забыть выставить время на циферблате, не заметить знак или припарковаться слишком близко к перекрестку, то можно быстро схлопотать серьезный штраф. Сумма штрафа доходит до 1000 шведских крон (более 100 евро). Иногда кажется, что за полчаса ничего не случится, но по парковкам постоянно ведут дежурство работники, которые проверяют есть ли оплата и нет ли нарушений парковки. Они или ходят пешком по городу, или ездят на рабочей машине парковочной службы и штрафуют по мере надобности. Штраф выписывается на месте, а точнее печатается маленьким кассовым аппаратом на желтом чеке. На чеке указано время, место и причина штрафа, а также сумма. Такой желтый листок кладут под дворник на лобовом стекле. Листок можно выбросить, но от штрафа это не избавит. Номер вашего автомобиля может многое о вас сказать - например ваш адрес, номер телефона, имя, номер идентификационной карты. Естественно у парковщика нет таких данных, но в системе данные есть. Через какое-то время в почтовый ящик по домашнему адресу вам придет напоминание об оплате штрафа и с этого момента у вас месяц, чтобы его оплатить. Можете его, конечно, не оплачивать, но тогда у вас точно начнутся проблемы. Сначала вам будут высылать платные напоминания, что с каждым разом делает штраф больше в размере, потом, если вы не идете на контакт, то ваше дело отправляется уже в другую структуру, заводится дело и все решается по закону, делается отметка в кредитной истории, что в будущем может вам навредить гораздо больше, чем просто мелкий штраф. 


Транспортная система в Швеции очень развита. Дорогие отличные. Пробки бывают только в час пик, когда все едут на работу или с работы домой. Довольно часто светофоры и перекрестки заменяются круговым движением. Сначала было очень непривычно постоянно кружить на каждом пересечении дорог. Иногда очень сложно разобраться во всех дорожных развязках и тоннелях. В городе много магистралей с кучей съездов, подземных дорог, мостов и все постоянно строится. Куда ни едешь - везде ведутся работы, дороги перекрыты, строятся, расширяются. Вчера можно было проехать, а сегодня уже закрыто и сделан объезд. Все пешеходные переходы оборудованы кнопками, чтобы поток автомобилей не останавливался без надобности. В выходные дни и праздники все машины из города словно исчезают. Можно конечно встретить их в центре, но чуть дальше дороги пустеют - все сидят дома или уезжают к родственникам. За рулем гораздо чаще можно встретить женщин, чем, например, в Беларуси или других странах. Здесь нет стереотипа, что они плохие водители. Очень часто можно увидеть стареньких бабушек или дедушек с баранкой в руках, едут они медленно, иногда даже не смотрят куда едут, стоит с ними быть поосторожнее. Как водители шведы ведут себя очень спокойно, не сигналят без дела, не подрезают друг друга, не лихачат. А еще в любое время дня и ночи все водители обязаны двигаться со включенным ближним светом фар. Так безопаснее, так считают шведы. 


Городской общественный транспорт представлен автобусами, трамваями и метро. Автобусов очень много и ездят они куда угодно и практически круглосуточно. Большинство автобусов ездят на биогазе или биодизеле. Они очень удобные и длинные, с гармошкой. Иногда непонятно как они вообще умудряются повернуть на таких узких улицах с такой-то длиной. Метро в Стокгольме очень интересное. Из-за горного характера местности его строили прямо в горных породах и внутри видны все эти изгибы и камни, они навесают прямо над головой. Каждая станция сильно отличается от другой, у каждой свой стиль, декорации и тематика. 

Одна из станций метро

Метро Стокгольма считается одним из самых красивых в мире. В Швеции метро называется Tunnelbana. Проезд довольно дорогой - 36 крон. Случайные поездки на транспорте в Стокгольме вообще невыгодны. Чем больше поездок вы покупаете, тем дешевле. Обычно местные жители покупают билет на месяц. 


Билет единый на все виды транспорта т.е. входя в метро или автобус и прикладывая карту к считывателю включается отсчет в 70 минут. В течение этого времени вы можете пользоваться любым транспортом с любым количеством пересадок: сели в метро,проехали, вышли и пересели в автобус, потом на трамвай или небольшой корабль городского сообщения. Интересно, что работники на турникете никогда не станут вас останавливать, если вы пройдете без билета, пролезете или пройдете вдвоем по одному билету. Это не его забота, он выполняет только свою работу: помогает разобраться с билетами, купить их, пропускает группы пассажиров по специальному входу и следит за безопасностью на станции. Если вы проходите без билета - с вами разберется служба контроля. Контроль иногда стоит на выходе из станции и считывает карты выходящих. Те, кто знают правила метро, в курсе, что они не имеют право проверять на выходе и при стычках с контролерами выходят победителями. Но, если контролер проверил билет в метро - готовьтесь оплатить штраф. Внутри вагонов просторно и светло, редко бывает сильная толкучка.

Вагоны в метро очень длинные
Еще примечательно, что в Швеции не осталось железнодорожного транспорта, который использует горючее топливо. Все поезда и локомотивы ездят исключительно на электроэнергии. Широкое распространение получают и электромобили. Шведы вообще помешаны на всем экологическом и заботятся об окружающей среде. Это очень хорошо. Хорошо еще и то, что государство поддерживает население в этом стремлении. Если вы покупаете электро мобиль, то вы можете заправлять его бесплатно на всех электро заправках города. Они есть на некоторых автостоянках, в больших торговых центрах и просто по городу. Более того, государство возвращает вам часть денег затраченных на покупку такого автомобиля. И, кстати, если вы паркуете автомобиль возле своего дома, то ЖЭК обязан установить на вашем стояночном месте устройство для его зарядки, что тоже бесплатно.


Дома у шведов очень шведские. Отличительная черта это белые стены. Просто белые и все. Обои в квартирах и домах большая редкость. Не часто встретишь огромные квартиры, такие есть в центре города в старых домах. В основном шведы живут в небольших квартирках, квартирах-студиях, одна-две комнаты. Несколько раз мне встречались квартиры размером с обычный белорусский шкаф. Серьезно, площадь квартиры у некоторых людей всего 10 кв. м. или даже меньше. В одном комнате все: кровать, кухня, два окна и душевая комната отделенная тонкой стенкой. Конечно, такое жилье обходится дешево. Вообще интересно, что в Швеции социальное и частное жилье находятся примерно в равном соотношении. Многие люди живут в коммунальных квартирах. В хорошем значении этого слова: квартиры им выдали бесплатно и они лишь платят за воду, электричество и обслуживание. Прожив шесть и более лет в такой квартире, вы имеете право сменить ее на другую. Нужно только стать на очередь и смотреть появляющиеся предложения. У каждого жильца под домом есть личное стояночное место, правда оплачиваемое. В домах, как правило, на первом этаже есть прачечная, которая доступна всем жильцам дома. У каждого жильца равное количество стирок в неделю. Все это бесплатно. Вы приходите в помещение прачечной, бронируете время на специальной машине и в свой день приходите, открыв комнату своим чипом. Никто другой в этом время не имеет право пользоваться  вашими стиральными машинами и сушилками. На все выделяется 3 часа. Стиральные машины и сушилки обычно промышленные, очень быстрые и производительные. Стирка занимает максимум 40 минут, сушка - 30. Если вы забываете про стирку - она сгорает, не успеваете забрать выстиранные вещи в течение 3 часов - заходите в другой раз.

Чтобы представить как выглядит стандартная квартира в Швеции достаточно сходить в магазин IKEA. Большую часть мебели и предметов интерьера люди покупают в этих магазинах или похожих на них. Многие столы, диваны стандартные, похожие у всех дома.



Фотографии обычной шведской квартиры, сделанные мной в 2013


В квартирах не бывает такого, что у каждого стоят какие-то свои окна или двери. Все это стандартизировано. У всех одинаковые окна, двери, балконы и т.д. Поэтому все дома выглядят гармонично и нет такого, что у кого-то старые деревянные окна, а кто-то поставил пластиковые, да еще и розовые в крапинку. Двери в квартиру стандартные: в них встроен звонок, иногда почтовый ящик и капсула для обслуживающего персонала. Вы к этой капсуле имеете доступ из своей квартиры, оставляете ключи от двери в ней и уходите не работу. Приходит к вам, к примеру, электрик, достает свой универсальный ключ, открывает эту капсулу и получает ключ уже именно от вашей двери, а по завершению работы кладет на место. Вот так хитро.


Типичный жилой дом в Швеции
Как правило в домах не принято пользоваться лестницами, чтобы подняться на свой этаж. Для этого все используют лифт. Иногда даже, если живут на втором этаже, который, кстати, считается первым в Швеции. Дело в том, что лестницы в домах винтовые и очень узкие. Ходить по ступенькам можно только ближе к стене, где они еще более ли менее широкие, к центру они сильно сужаются. Такие лестницы используются только как аварийные. Хотя в случае пожаров бежать по ним не самое безопасное занятие. Лифтов чаще всего два. В грузовом лифте очень просторно, можно возить любую мебель и до 13 человек за раз. А вот обычные человеческие лифты, особенно в старых домах, иногда уж слишком тесные, бывает что даже вдвоем там тесно. 


Жилой дом в центре города
Всем жильцам выделяется место для вещей либо на чердаке здания, либо в подвале. Небольшое помещение, где все хранят ненужный хлам.

В подавляющем большинстве домов газа нет, используются электроплиты. Любопытно, что в Швеции электроэнергетическая промышленность не национализирована. Существует несколько частных компаний по производству электроэнергии. У каждой свои зоны покрытия, тарифы и условия. Большая часть электричества вырабатывается на атомных  и гидроэлектростанциях. На данный момент в стране идет свертывание программ атомной энергетики, больше не строятся новые реакторы и активно развиваются альтернативные источники добычи энергии. Есть также поставщики, которые производят только "зеленую" энергию при помощи ветряных мельниц и солнечной энергии и естественно она обходится дороже. Правительство Швеции, кстати, поставило себе задачу до 2020 года избавить страну от нефтяной зависимости и полностью перейти на альтернативные источники энергии. Тарифы на электричество плавающие и меняются в зависимости от того как дорого обошлась энергия производителю. Если, к примеру, год был дождливым и ГЭС смогли произвести энергию дешевле для себя, то и для потребителей в этом году тариф ниже. Также есть возможность выбрать тарифный план, где стоимость не меняется в зависимости от таких факторов и вы платите фиксированную цену всегда. Вообще, как я успел заметить, экономией  энергии здесь не занимаются ради экономии денег. Вообще Швеция потребляет довольно много электроэнергии, но при этом выброс углекислого газа на одного человека гораздо ниже, чем в других странах Евросоюза, и в 3 раза ниже, чем в США. Добиваются этого конечно благодаря использованием АЭС и ГЭС. Кстати, Швеция занимает одно их первых мест по потреблению электроэнергии на душу населения. 

Последнее, о чем я расскажу в этой части рассказа о Швеции будут деньги.

Деньги в Швеции есть. Причем есть свои собственные, не какие-то там евро. Национальная валюта - Шведская Крона. Бывают деньги металлические, бумажные и электронные. Металлические монеты бывают номиналов 1, 5 и 10 крон. Раньше были в ходу более мелкие монеты под названием эре, но отныне они изжили себя и более не чеканятся. Монеты вообще не особенно любят носить с собой и стараются использовать для оплаты как можно скорее. Бумажные деньги представлены купюрами с глазеющими на вас выдающимися людьми Швеции. Они бывают следующих номиналов: 20, 50, 100, 500, 1000 крон. При оплате в магазине, кафе или где угодно уже редко встретишь людей, которые платят наличкой. У всех жителей есть пластиковые карты и к тому же терминалы для оплаты есть абсолютно везде. Разве что попрошайки на улице еще не обзавелись терминалами для принятия милостыни по безналу. Опять же тоже правительство поставило перед страной задачу постепенного избавления от наличных денег как таковых.  



Крона как валюта считается довольно сильной и многие шведы, уезжая в другие страны уверенно себя чувствуют конвертируя свою валюту т.к. для них судя по всему везде все кажется дешевым. На данный момент ориентировочный курс кроны такой: 6.5 крон за 1 доллар США и 9 крон за 1 евро.

Банков в Швеции немного. Имеются ввиду именно шведские банки, а не мелкие филиалы иностранных. Существует около 5 крупнейших банков, которыми пользуется подавляющее большинство граждан и компаний. Самый известный шведский банк Nordea. Больше ничего сказать о них не могу, да и кому это покажется слишком интересным. 


Здание городской Ратуши. Именно здесь проходит вручение Нобелевской премии 

и получение гражданства Швеции


На этом 3 часть рассказа о Швеции окончена. Тех, кто заинтересовался скандинавской жизнью и хочет узнать не только о плюсах, но и минусах жизни в Швеции, прошу читать следующую часть рассказа. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я люблю ваши комментарии